Положения о логопедическом пункте
Положения
о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (школе)
I. Общие положения
1. Логопедический пункт при общеобразовательном учреждении (школе) организуется для оказания помощи детям, имеющим нарушения устной и письменной речи.
Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция нарушений устной и письменной речи, своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной речевыми расстройствами, а также пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения.
2. Логопедический пункт открывается органами управления образованием. За каждым логопедическим пунктом закрепляется определенное количество классов. Открытие логопедического пункта в городском учреждении осуществляется при наличии 14 — 16 классов, в сельском учреждении — при наличии 9- 12 классов. Может быть открыт такой логопедический пункт при общеобразовательном учреждении, который обслуживает и учащихся школы и дошкольников детского сада. Общее количество обслуживаемых классов (групп) не должно превышать 12 — 14.
3. Руководители образовательных учреждений (школ-комплексов, гимназий, лицеев), расположенных как в городской, так и сельской местности, имеют право открывать логопедические пункты независимо от количества классов.
II. Организация логопедической работы
1. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения письма и чтения, заикание, нарушения произносительной стороны речи (дислалию, дизартрию, ринолалию)).
2. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. В мае осуществляется обследование детей, поступающих в первые классы. Коррекционное обучение выявленных детей с нарушениями речи может быть организовано в июне.
Дети с недостатками речи регистрируются в списке (приложение 1) для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта (приложение 2).
3. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению знаний(дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием, нарушениями письма и чтения). Одновременно на городском пункте занимается 20-30 человек, на сельском — 15 — 25 человек.
4. Основной формой организации логопедической работы являются групповые (подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородными нарушениями речи и одного возраста. Допускается комплектование в группы детей разного возраста:
— с общим недоразвитием речи (ОНР) — 3 — 5 чел.;
— с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР 4 – 6 чел.;
— с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) 3 – 5 чел.;
— нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН 4 – 6 чел.;
— с заиканием 3 — 4чел.;
— с недостатками звукопроизношения 5 — 6 чел.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ринолалия, дизартрия, ОНР 1-2 уровней).
5. Занятия с каждой группой детей проводятся 2—3 раза в неделю. Продолжительность групповых занятий 40 — 45 мин; подгрупповых – 25 — 30 мин; индивидуальных 20 – 25 мин.
6. Продолжительность коррекционного обучения зависит от выраженности речевого нарушения и его структуры. Дети с ФФН и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, получают логопедическую помощь от полугодия до 1 года. Дети с ОНР и нарушениями чтения и письма, им обусловленным, занимаются на логопедическом пункте от 2 до 2,5 лет в зависимости от степени нарушения.
7. Занятия на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков.
8. Выпуск детей с нарушениями речи осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них недостатков речевого развития.
9. В случае необходимости для уточнения психофизического состояния дети с согласия родителей могут отправляться логопедом на консультации к врачам-специалистам (невропатологу, психиатру, отоларингологу и др.) или в ПМПК.
10. Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте возлагается на учителя-логопеда, педагогов школы и родителей.
III. Учитель-логопед
1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие дефектологическое образование (специальность «логопедия»), «олигофренопедагоги» и «сурдрпедагоги» при условии прохождения курсов переподготовки), высшее педагогическое образование по специальностям: «учитель русского (казахского) языка и литературы», «учитель начальных классов», с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности «логопедия».
2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.
3. Учитель-логопед отвечает за своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, комплектование пункта, качество коррекционного обучения.
4. Учитель-логопед:
— проводит занятия с детьми по исправлению недостатков устной и письменной речи и содействует тем самым предупреждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первичным дефектом;
— консультирует учителей и родителей по вопросам неуспеваемости в связи с речевыми нарушениями и дает рекомендации по ее предупреждению и преодолению;
— осуществляет систематическую связь с учителями, работающими с детьми, посещающими логопедический пункт;
— осуществляет связь с дошкольными учреждениями, школами для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедами, врачами-специалистами детских поликлиник, ПМПК, реабилитационными центрами, кабинетами психолого-педагогической коррекции;
— ведет пропаганду логопедических знаний среди работников образования, родителей, выступает на педагогических советах, родительских собраниях с докладами о задачах, содержании, результатах логопедической работы, специфике логопедической коррекции по преодолению неуспеваемости школьников, имеющих нарушения речи;
— участвует в работе методических объединений учителей-логопедов (района, города);
— составляет ежегодный отчет по форме (приложение 3), который представляет администрации школы;
— повышает свою профессиональную квалификацию (раз в 5 лет) и аттестуется в порядке, установленном для педагогических работников.
5. Логопед организует коррекционное обучение учащихся всех классов (начальных, средних и старших). Недельная нагрузка составляет 18 часов (без учета времени на консультативную работу).
6. Для учителей-логопедов логопедических пунктов школ (детских садов) действующим законодательством предусмотрены все льготы преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей-дефектологов (20% надбавка к заработной плате).
IV. Руководство работой логопедического пункта:
1. Руководство и контроль за работой учителей-логопедов осуществляется органами управления образованием, в ведении которых находится логопедический пункт, а также администрацией школы, на базе которой открыт логопедический пункт.
2. При наличии в районе, городе, области, нескольких логопедических пунктов при общеобразовательных учреждениях могут создаваться методические объединения учителей-логопедов в районных (городских), областных, методических кабинетах или в институтах повышения квалификации работников образования.
Руководство методическим объединением учителей-логопедов возлагается на одного из наиболее опытных учителей-логопедов, как правило, имеющего по итогам аттестации звание старшего учителя-методиста, назначаемого органами управления образованием.
Руководство методическим объединением должно оплачиваться из средств местного бюджета в размере 0,25 ставки методиста при наличии в объединении 5—10 человек и 0,5 ставки, если в объединении свыше 10 человек.
V. Материально-техническое и финансовое обеспечение
1. Для логопедического пункта местными органами управления образованием выделяется специальный кабинет не менее 20 кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям (наличие умывальника, правильной освещенности и т.п.), оснащенный специальным оборудованием (приложение 4).
2. Логопедический пункт, организованный в помещении общеобразовательного учреждения, учитывается как клаcc-комплект при установлении числа ставок младшего обслуживающего персонала.
3. Логопедический пункт финансируется местными органами управления образованием или общеобразовательным учреждением, в ведении которого он находится.
4. Учителю-логопеду, обслуживающему несколько сельских общеобразовательных учреждений, должна быть предусмотрена оплата дорожных расходов.
5. В отдаленных от райцентра общеобразовательных учреждениях (полных и малокомплектных школах) оказание логопедической помощи детям может осуществляться учителями родного языка (начальных классов), прошедших курсовую переподготовку по логопедии. За проведение логопедической работы предусматривается дополнительная оплата в размере 0,25 (0,5) ставки учителя-логопеда. При этом логопедическая работа организуется в соответствии с данным Положением.
Приложение 1
Список учащихся с недостатками речи (заполняется логопедом после обследования учащихся)
№
|
Ф., и.
|
Школа
|
Класс
|
Дата
|
Успеваемость по родному языку к моменту обследования
|
Логопедическое заключение
|
Примечания *
|
* В графе «Примечание» – отмечается, зачислен ли ученик на логопедические занятия, или даны рекомендации учителю, родителям и т.п.
Приложение 2
Речевая карта
(заполняется на каждого учащегося при приеме на логопедический пункт)
- Фамилия, имя, возраст.
- Школа, класс.
- Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления на логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей.
7. Заключение психиатра.
8. Данные о ходе развития речи.
9. Состояние слуха.
10. Состояние артикуляционного аппарата.
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замены по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры;
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов. Привести примеры;
в) произношение и различение звуков: смешение звуков, отсутствие, искажение, замена и искажение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом. Привести примеры.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замены согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (буквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
- Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту).
17. Заключение логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).
Приложение 3
Цифровой отчет об оказании логопедической помощи учащимся школ
Учащиеся
|
Классы
|
Количество учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи |
|||
С ОНР и обусловленными им нарушениями чтения и письма | С ФФН и обусловленными им нарушениями чтения и письма | С нарушени
ями произношения
|
С заиканием
|
||
Выявлено
|
|||||
Зачислено
|
|||||
Выпущено
|
|||||
Оставлено для продолжения занятий | |||||
Выбыло
|
Приложение 4
Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического пункта
1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50X100) 1шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9X12) 8шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Умывальник 1 шт.
5. Классная доска 1 шт.
6. Шкафы для пособий 2—Зшт.
7. Стол канцелярский 1 шт.
8. Стулья 5 шт.
9. Комплект парта — стул 8шт.
10. Разрезная настенная азбука 1 шт.
11. Касса букв 10 шт.
12. Песочные часы 1 шт.
13. Секундомер 1 шт.
15. Магнитофон 1 шт.
16. Кодоскоп 1 шт.
17. Экран 1 шт.
18. Компьютер 1 шт.
19. Видеомагнитофон 1 шт.
20. Учебные пособия.
- Настольные игры, игрушки, конструкторы.
Данное Положение может быть использовано при открытии логопедических пунктов при дошкольных учреждениях.
Исполнитель: М.Грушевская