Speech therapy recommendations to primary school teachers
Speech therapy recommendations to primary school teachers
Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.
Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме. | Объективные причины стойких нарушений. | Общие рекомендации их профилактики и коррекции. |
Смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки – жуки).
Смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка – папушка). |
Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении.
Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха. |
– осуществлять тонкую дифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;
– запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями; – игра: «Мягкие буквы»; – устранить недостатки звукопроизношения. |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава- трава, сидит – сдт). | Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности. | – определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);
– выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); – определять количество гл. и согл. Звуков в слове; – последовательно выделять звуки в слове; – придумать слова на определенный звук «с». |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова. | Несформированность фонетико – фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений. | – осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;
– игра «Мягкие буквы»; – устранить недостатки звукопроизношения; – учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом) |
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных. | Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостаточность звукового анализа. | – осуществлять тонкую дифферинцировку сходных звуков (мак, рука);
– выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); – определять количество гласных согласных звуков в слове; – последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка); – игра «Цепочки слов»; |
Добавление гласных букв (трава- тарава, кувшин – кувашин). | Несформированность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия. | – определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);
– – выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); – определять количество гласных согласных звуков в слове; – последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка); – придумать слова на определенный звук «с». |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних. | Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия. | – зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);
– отработка понятий левый – правый; – «Мягкие буквы»; – запоминание формы и соотношение её частей и пропорций; |
Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда – игонда). | Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. | – «Мягкие буквы»;
– зрительный диктант на вербальном материале; – смотри рекомендации выше. |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот. | Несформированность звуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия. | Рекомендации выше. |
Смешение печатных и письменных букв. | Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв. | Смотри рекомендации выше. |
Тремор при письме. | Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций. | – упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;
– работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок. |
Затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. | Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа. | – выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал). |
Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи – ши). | Несформированность слухового восприятия | -отдифференцировать условия, при которых пишется и или е. |
Не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул – тянули). | Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса. | Смотри рекомендации выше |
Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник – шипучка). | Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи.
Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления. |
– выделение существенных признаков;
– игра «Четвертый лишний»; – называть слова близкие по существу. |
Трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает из кувшин молока).
Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложение согласованием, управлением. Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо – ухи). Трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый – сливочный). |
– уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);
– активизация различных способов словообразования; – уточнение значений различных синтаксических конструкций; – совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. |
|
Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая – голобокая).
Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вско чилна ветку). Раздельное написание приставок (прилетели – при летели, взяла – в зела). |
Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений. | – выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..);
– зрительный диктант; – смотри рекомендации выше. |
Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде. | Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. | – «Мягкие буквы»;
– «Зрительные диктанты»; – конструирование букв из её элементов; – смотри рекомендации. |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки. Буквы располагаются выше или ниже рабочей строки. | Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. | – упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;
– работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок; – отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки; – смотри рекомендации выше |
Leave a Reply