Загляните в душу ребенку
18 августа 2015 года была проведена конференция для психологов на тему аутодеструктивного поведения среди детей и молодежи. В данной конференции выступила педагог-психолог ш-г № 5 «А» Ивушкина А.А, в своем выступлении раскрыла вопрос о психофизиологических и возрастных причинах аутодеструктивного поведения среди детей и подростков. В конце выступления был показан видеоролик «Выход есть всегда», розданы алгоритмы (памятки), буклеты для участников конференции.
Загляните в душу ребенку
Феномен самоубийства – один из самых древних и загадочных в человеческой культуре. Нет людей застрахованных от самоубийства. Мысли о сознательном уходе посещают сильных и слабых, умных и глупых, добрых и злых, богатых и бедных, взрослых и детей. Особую значимость данной проблеме придает омоложение среднего возраста совершения суицида. Около 20-25% суицидентов – дети и подростки.
Суицидальное поведение детей и подростков отличаются возрастным своеобразием.
Какие же проблемы чаще всего возникают у подростков? По мнению психологов, на первом месте стоят проблемы взаимоотношений с родителями. Вечная проблема отцов и детей по-прежнему остается актуальной.
Влияние семьи на формирование суицидальных тенденций носит опосредованный характер. Нельзя указать и особый тип семьи или семейные обстоятельства, с неизбежностью порождающие суицидальное поведение. Ясно одно, что семейные конфликты бывают в «благополучных» и в «неблагополучных» семьях.
Какие они «благополучных» семьи? Это типичные семьи, где родители, вроде бы уделяют своим детям много внимания, внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок начинает бояться, что его будут любить только до тех пор, пока он все делает хорошо. Отчаянная реакция ребенка вызвана тем, что родители ждут от него только достижений и оказываются не в состоянии поощрить в своем ребенке разнообразные успехи.
В «неблагополучной» семье так же нарушены детско-родительские отношения. Ребенок ощущает себя нежеланным и лишним, помехой в семье. Эмоциональные основы семьи нарушены. Межличностные отношения холодны и обезличены. Родители либо просто живут рядом друг с другом, либо постоянно ссорятся. Часто ребенку говорят, что он не нужен, что он нарушает им жизнь. Дети и подростки совершают самоубийство, чтобы их родители могли свободно развестись или чтобы спасти брак родителей, пожертвовать своей жизнью.
Бывают и такие ситуации: многие родители считают, что дело педагогов заниматься ребенком «от и до». А папы и мамы вроде как остаются в стороне, полностью сбрасывая с себя все обязанности по воспитанию собственного дитя. Родители должны понять, никакая самая прекрасная школа, никакие самые умные и квалифицированные педагоги не заменят ребенку отца и мать. Нарушенные взаимоотношения в семье, в школе, со сверстниками, с любимыми приводят к тому, что нарушается поведение, снижается успеваемость, появляется конфликтность, капризность, обидчивость, ухудшается настроение. Порой это расценивается взрослыми как лень и распущенность. Подростка наказывают, делают объектом порицания. Подобная оценка душевного состояния еще более снижает эмоциональное настроение. Ребенку требуется психологическая помощь. Если ребенок все же предпринял попытку самоубийства, помните: в 90 случаев из 100 происходят повторные попытки.
С начала 19 века наблюдается постоянное и равномерное возрастание статистики самоубийств во всех странах мира.
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек.
По прогнозам, к 2020 ежегодно будут кончать самоубийством 1 500 000 человек.
Официальная статистика суицида значительно отличается от реальных цифр (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи суицида. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых “смертей от несчастного случая” (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии с одной жертвой, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды. Также никто ни фиксирует неудачные попытки суицида, число которых по разным оценкам в 10-20 раз больше, чем законченных самоубийств.
ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
41% – неизвестны
19% – страх перед наказанием
18% – душевная болезнь
18% – домашние огорчения
6% – страсти
3% – денежные потери
1,4% – пресыщенность жизнью
1,2% – физические болезни.
Когда видишь такие точные цифры возникает естественный вопрос – если часто сам человек, идущий на самоубийство не может осознать причину, то откуда это настолько точно известно тем, кто составляет статистику? Самоубийство – последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.
Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко.
У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдается суицидальная активность. На более младший возраст приходится лишь 2,5% от общего числа суицидов у детей. В подавляющем большинстве случаев речь идет о ситуационных реакциях, чаще реакциях протеста. В 80% случаев их источником являются внутрисемейные конфликты.
В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств, в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков покушения на самоубийство не имеют тяжелых медицинских последствий. Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации.
В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, имеющими целью отомстить обидчику, наказать окружающих. Часты попытки суицида в состоянии аффективного* напряжения, в кульминационные моменты конфликта, и медицинские последствия таких покушений часто бывают тяжелыми. Для подростков данной возрастной группы характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональной неустойчивости, ограниченностью кругозора, неадекватным реагированием на различные ситуации обмана, крушения надежд, неудачи. Такие подростки еще неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком самоконтроля
Факторы риска суицидальных попыток такие как алкоголизм и психические расстройства родителей; самоубийства родителей и родственников;сиротство;неполная — деформированная или распавшаяся семья;неправильное воспитание — авторитарное, в условиях беспрекословного подчинения старшим, запреты, наказания, жестокое обращение, недостаточная или избыточная опека;психические травмы — школьные и другие;утрата престижа среди сверстников;употребление психоактивных веществ;
врожденные физические дефекты и связанные с этим тяжелые переживания;
врожденные заболевания психики (умственная отсталость, эпилепсия, шизофрения и др.).
Причины самоубийств у подростков
Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых
Резкое повышение общего ритма жизни
Социально-экономическая дестабилизация
Алкоголизм и наркомания среди родителей
Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие
Алкоголизм и наркомания среди подростков
Неуверенность в завтрашнем дне
Отсутствие морально-этических ценностей
Потеря смысла жизни
Низкая самооценка, трудности в самоопределении
Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
Безответная влюбленность
Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка:
Эмоциональные: Чувство беспомощности, безнадежности, собственной малозначимости, растерянности. Чувство переживания горя. Депрессия (сниженное настроение, нарушение сна, отгороженность). Ощущение поражения, неудачи, вины. Чрезмерные страхи, тревога.
Словесные: Самообвинения. Высказывания о собственной беспомощности, о желании умереть. Прощание. Сообщения о конкретном плане самоубийства.
Поведенческие: Внезапные изменения поведения. Прогулы уроков. Отдаление от близких. Совершение опрометчивых поступков. Приобретение средств для совершения суицида, литературы о суицидах. Пренебрежение своим внешним видом. Туннельное (суженное) сознание.
Работа психолога складывается из модели суицидальной профилактики
Профилактика суицида- это целенаправленный процесс, который складывается из четырех уровней профилактики
- Первичная профилактика
Создание общих школьных программ психического здоровья
Создание здоровой среды в школе
Организация внеклассной воспитательной работы
Создание эффективной модели взаимодействия школы и семьи
Задачи психолога на данном этапе
1.Изучение психолого-педагогич.статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики
Привитие норм поведения
2.Привлечение госуд. органов и обществ объединений для оказания помощи и защиты законных прав ребенка
Формирование детского милосердия
- Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только своей , но и других людей
2 вид профилактики Развитие ценностных отношений в социуме
Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей и их семей с целью предупреждения самоубийств
Мероприятия Диагностика суицидального поведения Индивидуальные и групповые занятия по социальной поддержке, повышению самооценки
Третий уровень профилактики
Цель: предотвращение самоубийства
Мероприятия
Оценка риска самоубийства Оповещение родителей, учителей,
запрос помощи медучреждения
Профилактика суицида- это совместная работа
Четвертый уровень профилактики
Цель- снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
1.Глубинная психотерапевтическая
Коррекция
- Оказание экстренной первой
Помощи
- Снятие стрессового состояния у
очевидцев происшествия
Антисуицидальныеметоды,
помогающие в профилактической работе:
Выслушать. Не пытаться успокоить общими фразами. Дать возможность
высказаться, внимательно отнестись ко всем, даже самым незначительным,
обидам и жалобам. Обсуждать. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание,оттягивание времени). Приемы психологического воздействия:
Напоминание о значимых для него людях.Подчеркнуть временный характер проблемы.Взгляд из будущего.Нет
ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: today – «Нет»,
завтра-«Да».Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение
красок, накручивание).Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнениевести себя
с самим собой).Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь,когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)
Материал подготовила: Ивушкина А.А
Leave a Reply