MENUMENU
MENUMENU

Упражнения для исправления дефектов звукопроизношения учащихся.

Упражнения для исправления дефектов звукопроизношения учащихся.

Статистические упражнения.

  1. «Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 минут.
  2. «Чашечка» — рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык 10 – 15 минут.
  3. «Иголочка» — рот открыть, высунуть язык далеко вперёд, напрячь его, и сделать узким. Удерживать 15 минут.
  4. «Горка» — рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Держать 15 сек.

Динамические упражнения.

  1. «Часики» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому, то к левому уху.

Двигать языком из угла рта в медленном темпе.

  1. «Лошадка» — присосать язык к нёбу, щелкнуть языком медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 -15 раз.
  2. «Грибок» — раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
  3. «Качели» — высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать 10 – 15 раз.
  4. «Вкусное варенье» — высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

Задания на развитие языкового анализа.

  1. Вставьте нужный слог:

Ка…даш, …рандаш, каран…

Ка…ванн, …раван, кара…

Само…, …мовар, СА…вар

….

  1. Изменяя один звук слова, составьте цепочку:

Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон, сом.

  1. Добавьте звуки к одному и тому же слогу до получения слова:

Па – р

Па – рк

Па – ром

Па –руса

….

  1. Составьте цепочку слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:

Лист – танк – комар – ракета – арбуз – забор — …

  1. Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком: Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил.
  2. «В зоопарке»

Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, сестра спросила: «Какие животные тебе больше всего понравились?» Лида сказала: «А ты отгадай. Мне понравились звери, в названиях которых есть звук Л».

Лена подумала и сказала: «Наверное, это …» Каких зверей назвала Лена?

Задания на корректировку грамматического оформления речи.

  1. Измените слова по образцу:

Листья клёна – кленовые листья

Улицы города –

Лист капусты –

  1. Поставьте по очереди слова в предложение:

Я налью молоко в стакан из … (миска, бидон, кувшин, графин).

  1. Составьте словосочетания путем нахождения пары слов из двух столбиков:

Учитель рисует

Писатель учит

Пекарь поет

Певец пишет

Художник печёт

….

  1. Составьте предложения, меняя или добавляя одно слово:

На поляне ель. На поляне стоит ель. На поляне стоит высокая ель. На поляне стоит высокая, старая ель.

На широкой поляне стоит высокая, старая ель.

  1. Закончите фразу:

В зоопарке разные звери: рыжая … , сильный …., красивый …., белокрылый …, ….

У меня всегда текут слёзы, когда мама режет … .

Я положила в стакан кислый …

Мы любим ходить в …

….

Упражнения на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

  1. Найди неправильно написанную букву:
  2. Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя часть слова закрыта).
  3. Прочитайте слоги так, чтобы получились слова:

бе ли над мо цикл

по жамопись то

лобажуса си

  1. Чтение или составление слов отличающихся одной буквой:

Кот – кол, муха – мука, хлеб – хлев, следы – слёзы

….

  1. Дополните слова:

Лак (шлак), лев (хлев), кол (укол), луг (плуг), лень (олень)

  1. Найдите слово в слове:

Кобра (кора), краска (каска), краны (раны, рак), кров (ров, вор), крот (рот, кот, ток), кисель (ель, сел) …

  1. Составьте и прочитайте слова:

ка…. …ка… …кА

со… …со… …со

…….

  1. Буква потерялась:

_ошка, _рот, нит_а, _рокодил

Кук_а, _иса, сто_, ос_ик, усну_ .

…..