Основные проблемы молодого учителя
«ГУ Школа – гимназия №5А отдел образования акимата г.Костаная»
Тема: «Основные проблемы молодого учителя»
Подготовила:
Педагог-психолог Хусаинова А.А
Костанай 2015г.
Легко ли молодому учителю в современной школе?
В начале своей профессиональной деятельности молодой учитель еще достаточно слаб, не имеет представления о том, с кем ему придется работать. Во-вторых, он совершенно не понимает, что его первая работа — это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами. В-третьих, это возрастной фактор. Для выпускника вуза, который старше своих учеников на 5-8 лет, ситуация выглядит весьма пугающе.
Весь первый год молодой человек мало что понимает из происходящего, но он очень старается, пытается вписаться в школьную жизнь, и все равно совершает кучу ошибок. Ответственность за каждый свой шаг не дает расслабиться. Но это не самое страшное. Сложности поджидают его и на уроках с детьми. Умение «держать класс» — это самая, на мой взгляд, существенная проблема молодого педагога. Чтобы создать условия для перевода детских умов в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что все идет легко, свободно и естественно.
Но это не все. Возвращаясь домой, учитель садится работать, его рабочий день не заканчивается и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени.
А если начинающий педагог получит ещё и классное руководство?! Большинство родителей считают молодого учителя «неоперившимся птенцом», которому страшно доверить самое дорогое – детей и процесс их воспитания. В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать ему возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей, но новичку от этого не легче. Естественно, срабатывает и возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от молодого человека, которому лишь слегка за двадцать.
Пройдя через череду описанных проблем, молодой учитель в конце первого учебного года может задать сам себе вопрос: «Ради чего?» Однако становится жаль потраченных усилий, старания, времени, и он понимает, что да, нелегко, но я все равно буду работать, я остаюсь. Что может повлиять на принятое им решение?
Понятно, что одномоментно решить все проблемы невозможно. Но если у новичка появляется мощный стимул, то все это отступает на второй и третий план. Для меня одной из составляющих пути преодоления проблем стала, как ни странно, помощь детей. Они как-то подсознательно почувствовали, что мне было очень тяжело, и начали «помогать»: с готовностью шли на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями выполняли заданное, своими силами одергивали особенно распоясавшихся одноклассников. Детское тепло, явно или неявно выраженное, я ощущала очень сильно. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними учитель, обладающий притягательными для них качествами.
Немаловажный момент для подбора будущих педагогических кадров — это выявление еще на школьном этапе выпускников, имеющих способности к педагогике. Важно не только увидеть таких учеников и убедить молодого человека выбрать и поступить в педагогический вуз, но и остаться работать в школе. Одним из вариантов решения этой проблемы считаю незаслуженно забытое обязательное распределение. Если абитуриент изначально знает, что педвуз для него – это не только наиболее доступное высшее образование, но и непременно работа в школе, то, возможно, увеличится процент тех, кто пойдет учиться по призванию, кто, как говорится, «с детства мечтал быть учителем».
ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Цель: Стимулировать молодого педагога на активный поиск решений возникающих на уроке проблем.
Задача:
1.Познакомить с проблемами, возникающими на уроке.
2.Показать возможные выходы из проблемных ситуаций.
3.Создать условия для формирования коллектива
Целевая аудитория: молодые специалисты
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, 4 листа ватмана, толстые маркеры (по числу участников), бейджики с именами, листочки с названиями подарков, полоски бумаги (А4 на 4 части), скотч, ножницы, репродукции картин: «Девятый вал», « Опять двойка», «Три богатыря», «Переход Суворова через Альпы», «Устный счет», «Взятие снежного городка»
Время: 1 час 10 мин (время может варьироваться от количества участников, в данном семинаре принимало участие 10 человек)
Круглый стол проводится в начале октября, когда молодые специалисты провели несколько уроков и получили определенное представление о том, какие проблемы им предстоит решить. Идеи:
«Девятый вал» — вы чувствуете себя на уроке как во время шторма, вы на плоту или ваши ученики
« Опять двойка» — ваши ученики двоечники, вы ставите только двойки, потому что домашнее задание не сделано
«Три богатыря» — вы чувствуете себя уверенно, как богатыри,
«Переход Суворова через Альпы» — ваши ученики готовы пойти за вами, как солдаты за Суворовым в Альпы, они высоко мотивированы,
«Устный счет» — ваши ученики все заняты делом на уроке,
«Взятие снежного городка» вы штурмуете или вас штурмуют 10 Листы бумаги
9.слайд
Портрет учителя, ученика
Знак «стоп»
Картины («Девятый вал», « Опять двойка», «Три богатыря», «Переход Суворова через Альпы», «Устный счет», «Взятие снежного городка»
Итак, Место, где Вы реализуете себя как учитель, и называется уроком. Именно сюда Вы приходите с надеждой и волнением, именно здесь, Вы, наконец, понимаете, не ошиблись ли с выбором профессии.
Одна из таких «вечных» проблем, с которой Вы наверняка встретитесь, будет заключаться в том, что в одном классе окажутся дети с очень разным уровнем подготовки, способностей и мотивации в учёбе. Соответственно, к каждому из них потребуется свой подход. Это очень серьёзная проблема, являющаяся одной из основных причин низкой эффективности преподавания .В такой ситуации я предлагаю, прежде всего, определить, кто из учеников какому уровню соответствует. Естественно, делать это нужно с самого начала работы в данном классе. Однако задача это довольно трудная и начинающему преподавателю здесь очень легко ошибиться, но делать это всё равно придётся. В противном случае Вы будете выполнять сизифов труд, тратить силы и энергию на заведомо бесперспективное занятие — стремление обучить всех одинаково хорошо. Это всё равно невозможно, а, теряя понапрасну время, Вы не сможете нормально обучить и достаточно перспективных учеников.
СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ:
- Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей
- Найди себя, свой образ.
- Не замыкайся в своем учительстве.
- Будь счастливым , будь оптимистом.
- Будь честным и правдивым
- Цени юмор в общении с учениками.
- Не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть
- Помни о комплексном характере учительского труда
- Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижателей
Абсолютных правил нет. Думай сам !
Памятка для молодого учителя
- Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно — недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
- Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
- Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.