MENUMENU
MENUMENU

Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического восприятия и фонематического анализа у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического восприятия и фонематического анализа у детей дошкольного возраста.

(В помощь родителям и воспитателю)

Игра «Назови слово и подбери букву».

Вариант I.

Оборудование: предметные картинки (шишка, сливы, зебра, жираф), буквы (ш, с, з, ж)

Цель: 1. Дифференциация свистящих и шипящих.

  1. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить пер вый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать, какие звуки являются звонкими, какие глухими. Подобрать к звонким звукам глухую пару, а к глухим звукам – звонкую пару.

 

Вариант II.

Оборудование: предметные картинки (топор, дятел, бочка, подсолнух), буквы (т, д, б, п)

Цель: 1. Дифференциация звонких и глухих.

  1. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить пер вый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать, какие звуки являются звонкими, какие глухими. Подобрать к звонким звукам глухую пару, а глухим звукам — звон кую пару.

Что общего между словами: топор, бочка, дятел? (При затруднении обратить внимание на количество гласных в словах. Подвести детей к выводу: сколько в слове гласных, столько и слогов).

Вариант III.

Оборудование: предметные картинки (ракета, муравей, наперсток, луна), буквы (р, м, н, л)

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

  1. Развитие звукового анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить пер вый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Подумать объяснить и доказать, что общего между этими звуками (звуки похожи тем, что они согласные, в словах бывают твёрдые или мягкие, звонкие). Выделить первый слог из каждого слова и образовать два новых слова (луна, Мура).

Вариант IV.

Оборудование: предметные картинки (космонавт, гусь, кит, художник), буквы (к, г, х)

Цель: 1. Дифференциация звонких и глухих.

  1. Соотнесение звука с буквой.

Ход игры. Предлагаю детям назвать картинки. Выделить первый звук в слове. Соотнести звук с буквой. Показать выбранную букву. Назвать звонкий звук, его глухую пару. Подумать и сказать, какой звук не имеет пары. Прошу прочитать букву, обозначающую пер вые звуки слов кит и космонавт. Подвожу детей к выводу, что од на буква обозначает два звука: к и к’.

Какие два слова можно объединить? Почему? (Художник и космонавт — это профессии). Назовите профессии, в названиях которых встречаются звуки к, г, х. Укажите место звука в слове.

Третья группа игр и упражнений направлена на развитие фонематического анализа, формирование обобщающих понятий, развитие слогового и языкового анализа и синтеза.

Игра «Помоги Незнайке».

Вариант I.

Оборудование: предметные картинки (индюк, утка, аист, осы), пустой квадратик.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

  1. Соотнесение звука с буквой.
  2. Формирование обобщающих понятий (гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подумайте и скажите, какие две картинки можно объединить. Объясните почему. Назовите птицу, название которой начинается тоже с гласного звука (аист). Составьте предложение об этих птицах, используя «маленькое слово» а. (Утка и индюк — домашние птицы, а аист — дикая).

Вариант III.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

  1. Соотнесение звука с буквой.
  2. Формирование обобщающих понятий (согласные

глухие).

  1. Развитие логического мышления.

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подумайте и скажите, что общего у цыплёнка и самолёта (у них есть крылья); трактора и хлеба (трактором пашут поле, чтобы просадить хлеб); трактора и самолёта (это транспорт). Назовите виды транспорта, в названии которых встречается звук т. Укажите место этого звука.

Вариант IV.

Оборудование: предметные картинки, название которых начинается с гласных букв я, ё, е, ю.

Цели: 1. Выделение первого звука в слове.

  1. Соотнесение звука с буквой.
  2. Формирование обобщающих понятий (йотированные гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слово. Выделить первый звук в слове, дать ему характеристику. Вписать в квадратик соответствующую букву. Найти сходство выделенных звуков.

Подберите слова к слоговым схемам (___________, _________, ___________.) Назовите ударную гласную. Подумайте и скажите, из каких звуков состоят гласные: я, ё, е, ю.

Четвёртая группа игр «Кроссворды» направлена на закрепление звуко — буквенного анализа слов, закрепление обобщающих понятий, развитие устной речи.

Вариант I.

Цели: 1. Закрепление звуко — буквенного анализа.

  1. Закрепление обобщающего понятия (дикие животные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это дикие животные). Назовите травоядных животных. Объясните, почему их так называют. Назовите детёнышей этих животных.

Относится ли лев к травоядным? Кто он? Какие слова-признаки можно подобрать к слову лев? (Смелый, сильный, грозный и так далее).

Вариант II.

Цели: 1. Закрепление звуко — буквенного анализа.

  1. Закрепление обобщающего понятия (инструменты).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это инструменты). Найдите два слова и выделите первые слоги этих слов. Образуйте слово, обозначающее название игры (лото). Назовите слова-действия, которые выполняют этими инструментами (клеща ми кусают, топором рубят, пилой пилят, лопатой копают).

Вариант III.

Цели: 1. Закрепление звуко — буквенного анализа.

  1. Закрепление обобщающего понятия (рыбы).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это рыбы). Постройте «пирамиду» из слов-названий рыб, «положив» в основание самое длинное слово, второе покороче, третье — самое короткое.

Вариант IV.

Цели: 1. Закрепление звуко — буквенного анализа.

  1. Закрепление обобщающего понятия (птицы).

Ход игры. Предлагаю детям назвать звуки в слове по порядку. Со отнести звук с буквой. Обозначит звуки буквами. Дописать слово.

Подумайте и скажите, что общего у этих картинок (это птицы). Назовите перелётных и зимующих птиц. Объясните, почему их так называют.

Составьте предложения со словом голубьтак, чтобы это слово было на первом, третьем, четвёртом месте в предложении. Вспомните правила написания предложения:

  • начало предложения пишем с большой буквы.
  • в конце предложения ставим точку.
  • слова в предложении пишутся отдельно.

Зарисуйте схемы этих предложений.

Прочитайте слова, которые «спрятались» в словах чайка-чай, голубь-гол.

Пятая группа игр направлена на закрепление навыков звуко — буквенного анализа и синтеза.

Игра «Прочти слово».

Вариант I.

Цели: 1. Закрепление звуко — буквенного анализа и синтеза. Ход игры. Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить первый звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово.

Вариант II.

Цели: 1. Закрепление звуко — буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить первый звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово.

Прочитайте слово наоборот (Рим). Что это такое? (Рим — это название города, при необходимости объясняю). Вспомните и скажите, как пишутся названия городов? (Названия городов пишутся с большой буквы). Что ещё пишем с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия рек, начало предложения).

Вариант III.

Цели: 1. Закрепление звуко — буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Узнай, что испекла мама? Предлагаю ребёнку назвать слово и выделить последний звук в каждом слове. Прочитать получившееся слово. Соотнести звуки с буквами. Записать слово. Поду майте и скажите, что ещё можно печь? (Хлеб, печенье, пряники). Укажите место звука п в этих словах. Что можно сказать о звуке п в словах печенье, пряники (в слове печенье звук п мягкий, а в слове пряники звук п твёрдый).

Вариант IV.

Цели: 1. Закрепление звуко — буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Узнай, кто спрятался под креслом, выделив второй звук в каждом слове. «Прочитай» слово по звукам. Соотнеси звуки с буквами. Запиши слово.

Измени один звук в слове так, чтобы получилось новое слово. Кот — кит.

Игра «Цепочка слов»

Цель: 1. Упражнять детей в определении первого и последнего

звука.

Ход игры. Посмотрите внимательно на картинки и составьте «цепочку» из слов. «Цепочку» мы начнём от слова со звёздочкой. Что бы продолжить «цепочку», надо выделить последний звук в этом слове (это звук к). А теперь найдите слово, которое начинается с того же звука. (Продолжить «цепочку» аналогичным образом). Ка кие слова не вошли в «цепочку»? Почему?

Игра «Найди одинаковый звук».

Вариант I.

Цель: 1. Автоматизация звука р.

  1. Дифференциация звуков р – л.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Все ли картинки были названы? Почему?

Вариант П.

Цель: 1. Автоматизация звука р.

  1. Развитие зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. Какие картинки можно объединить между собой? (Корова, верблюд). Почему? (Потому что это — домашние животные). Назовите детёнышей этих животных. Какую пользу приносят эти животные?

Запомни и назови где, какая картинка расположена. (Корова в левом верхнем углу и так далее).

Вариант III.

Цель: 1. Выделение звука о из слова.

  1. Указание места звука.
  2. Деление слов на слоги.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого звука. — Все ли картинки были названы? Почему?

— На сколько групп можно разделить эти слова?

— На три группы.

— Почему?

— В первой группе слова, состоящие из одного слога:

йод, волк; во второй группе слова, состоящие из двух слогов: шапка, циркуль; в третьей группе слова, состоящие из трёх слогов:

ножницы, мухомор.

Вариант IV.

Цель: 1. Автоматизация звука ш.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого зву ка. Все ли картинки были названы? Почему?

Назовите самые короткие слова (шар, шлем). Назовите самое длинное слово (черепаха).

Вариант V.

Цель: 1. Выделение звука и из слова.

  1. Указание места звука.

Ход игры. Предлагаю детям назвать все слова. Подумайте и скажи те, какой звук встречался в словах чаще. Укажите место этого зву ка. Все ли картинки были названы? Почему?

Что общего между дельфином и тюленем? (Жители моря).

Игра «Определи пропущенную букву».

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

  1. Формирование обобщающих понятий (гласные).

Ход игры. Предлагаю детям назвать слова по картинкам (шар, лук, сом, зонт, жук). Соотнести звуки с написанными буквами (ш-р, л-к, с-м, з-нт, ж-к). Услышать пропущенный звук, до писать букву. Прочитать слово. Назвать одним словом буквы, которые вставляли (гласные). Что объединяет эти слова? (Количество слогов).

Игра «Собери буквы в слово»

Цель: 1. Соотнесение звука с буквой.

  1. Закрепление звуко — буквенного анализа.

Ход игры. Предлагаю детям назвать каждую из картинок, выделить в слове звуки по порядку, соотнести звуки с буквами. Собрать бук вы в слово. Прочесть слово по буквам. Подобрать слова к слоговым схемам __ы а__(тыква), __о__ы__ (осы). Назвать ударную гласную в этих словах. Назвать звуки по порядку в каждом слове.

Игра «Допиши предложение».

Цель: 1. Развитие языкового анализа и синтеза.

Ход игры. Предлагаю детям прочитать предложение и дополнить его подходящим по смыслу и соответствующей картинке словом (Трусливый, как заяц. Неуклюжий, как медведь. Сильный, как зубр). Объяснить, почему так говорят. Предлагаю назвать в дописываемых словах все звонкие (глухие) звуки. Указать ударную гласную в словах медвежонок, заяц.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.