MENUMENU
MENUMENU

Рекомендации для должностных лиц о действиях при выявлении фактов насилия над детьми

 

Рекомендации для должностных лиц

о действиях при выявлении фактов насилия над детьми

При выявлении фактов насилия над ребенком должностные лица обязаны применить незамедлительно ряд действий, направленных на своевременное обеспечение безопасности ребенка.

Основанием на подозрение о факте насилия служат следующие признаки:

специфические признаки (любой знак, порезы, ожоги, синяки, энурез, болезнь, ветхая, потрепанная одежда, повреждения, раны, изменения в поведении, которые могут быть увязаны с потенциальным насилием), указывающие на то, что ребенок подвергся насилию или дающие основание полагать, что ребенок стал жертвой жестокого обращения;

заявление от лица, которое было свидетелем или осведомлено о насилии в отношении ребенка;

симптомы, повреждения или поведение, не свидетельствующие о злоупотреблении, но вкупе с другой информацией или доказательствами дающие повод для обеспокоенности;

насилие со стороны ребенка в отношении ребенка: ребенок жестоко обращается с ребенком или сам становится жертвой злоупотребления со стороны другого ребенка.

Если ребенок находится в ситуации с высоким риском угрозы жизни и здоровью необходимо вызвать полицию (позвонить 102).

Если ребенку требуется медицинский осмотр, необходимо вызвать скорую помощь (позвонить 103) или отправиться с ребенком в ближайшую больницу, с дальнейшим уведомлением правоохранительных органов и органов опеки и попечения.

Как действовать если у Вас есть обоснованные предположения, что ребенок является жертвой жестокого обращения.

Жестокое обращение может быть вызвано вредоносными действиями, а также допущение до причинения вреда ребенку. Детям может быть нанесен вред в семье или общественном заведении теми людьми, кто хорошо знает ребенка, и гораздо реже незнакомцами.

Физическое насилие может проявляться в виде побоев, сотрясений, бросков, отравления, ожогов, утопления, удушения или других действий, наносящих физический вред ребенку. Физический вред также может быть нанесен если родитель/опекун не обращает внимание на болезненные симптомы у ребенка.

Эмоциональное насилие – систематическое эмоциональное жестокое обращение с ребенком, вызывающее хронические вредные воздействия на эмоциональное развитие ребенка. Это может происходить в форме внушения ребенку, что он(а) ничего не значат, что их не любят, или он(а) нужны только для определенных целей. Часто в таком виде насилия, на детей накладываются завышенные требования или ожидания, не соответствующие возрасту ребенка. Также сюда относится запугивание ребенка. Все виды жестокого обращения включают определенную степень эмоционального насилия, но этот вид насилия может происходить и сам по себе.

Сексуальное насилие – принуждение или заманивание ребенка принимать участие в действиях сексуального характера, независимо от того осознает ли ребенок что происходит или нет. Данные действия могут включать физический контакт, включая проникающие (изнасилование) и непроникающие действия. К последним относится вовлечение детей в просмотр порнографии, а также принуждение детей вести себя сексуально.

Пренебрежение – систематическое неудовлетворение базовых физических и/или психологических потребностей ребенка, приводящее к серьезному нарушению здоровья и развития ребенка. Это может включать в себя неспособность обеспечить ребенка адекватной едой, жильем и одеждой, неспособность защитить ребенка от физического вреда или опасности, или предоставить доступ к соответствующей медицинской опеке или лечению. Это также может включать в себя пренебрежение или игнорирование базовых эмоциональных потребностей ребенка.

Сотрудники, посещающие семьи, ответственные лица образовательных, медицинских учреждений должны быть осведомлены о рисках, которым подвергаются дети со стороны их семей, а также извне.

Хорошей практикой является открытый разговор с членами семьи ребенка о подозрениях в жестоком обращении. Однако, в следующих обстоятельствах обсуждение с родителями НЕ должно проводиться:

— при подозрении на сексуальное насилие;

при подозрении на множественное и планированное (организованное) насилия;

— в случаях если обращение к родителям может причинить вред ребенку или самому сотруднику/другим людям.

 

Если ребенок обратился к Вам по вопросу жестокого обращения

 

Следует запомнить, что дети могут рассказать о том, что они подвергаются насилию человеку, которому они доверяют и в любом месте (машине или автобусе, на улице при встрече, в школе и т.д.), но очень редко – у себя дома.

Где бы не произошла эта беседа, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Если ребенок говорит Вам, что подвергся насилию.

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ:

  • Уделите ребенку внимание и время.
  • Позвольте ребенку рассказать все своими словами, не останавливайте ребенка, который сам вспоминает важные события.
  • Сделайте детальную запись информации, которую вы получили, записав время, место, присутствующих людей, как выглядел ребенок и что он(а) сказал.
  • Не выбрасывайте эту запись, так как впоследствии она может быть приобщена к делу.
  • Серьезно отнестись к нему и сказать ребенку, что Вы выслушаете его.
  • Сказать ребенку, что Вы рады, что он сообщил Вам об этом. Сохраняйте объективность, спокойствие и нейтралитет.
  • Оценить смелость ребенка, который не побоялся поговорить с Вами.
  • Заверить ребенка, что вы сделаете все, что в Ваших силах, чтобы он был в безопасности.
  • Заверить ребенка в том, что в происшедшем нет его вины, а в том, что случилось, виноват его обидчик.
  • Быть честным в отношении собственной позиции: объяснить, кому Вы обязаны сообщить об этом и почему.
  • Полностью информировать ребенка о том, что Вы делаете, что произойдет дальше.

 

  1. ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ:
    • Давать обещания, которые Вы не можете выполнить (например, обещать — никому не говорить).
    • «Донимать» ребенка множеством вопросов. Проводить расследование – не Ваша функция.
    • Сомневаться в том, что ребенок рассказывает Вам, или позволять себе собственные сомнения, которые могут помешать сообщить о Вашей обеспокоенности.
    • Строить догадки или предположения о том, что произошло.
    • Вступать в контакт с подозреваемым или информировать его о заявлении.
    • Говорить такое, что может заставить ребенка почувствовать свою ответственность за происшедшее.
    • Выражать при разговоре сильные чувства, такие как гнев.
    • Делать негативные комментарии или суждения в адрес предполагаемого преступника.
    • Ударяться в панику. Вы можете почувствовать желание действовать немедленно, но поспешные действия могут нанести вред.
    • НЕ просите ребенка повторять сказанное кому бы то ни было до выяснения обстоятельств.

 

Если вы работаете с ребенком и заметили, что ребенок чем-то расстроен или у него появились синяки, травмы, то следует напрямую спросить причины их появления у ребенка. Беседа с ребенком должна происходить наедине с социальным работником/психологом.

В случае если беседа происходит в семье ребенка, сотрудник должен попросить разрешения у родителей поговорить с ребенком наедине. Если родители против данной беседы, возможно, договориться о встрече в школе.

  1. Если поговорить с ребенком наедине не получается, а информация (или наблюдения) свидетельствуют о фактах жестокого обращения, необходимо:

 

3.1 задокументировать факты и обстоятельства, которые вызывают у вас тревогу;

3.2 передать информацию и обсудить тревожные признаки со специалистом по защите прав ребенка;

3.3 инициировать комиссионное рассмотрение случая.

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия:

Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.

Во-вторых, подключить к работе психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить «сор из избы», станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые социальным педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью.

Алгоритм работы со случаем насилия или жестокого обращения в

отношении несовершеннолетнего

  1. Выявление и сообщение о случае, регистрация сообщения.

В соответствии с законодательством любой гражданин (специалист учреждения, родители, соседи или общественность) должен сообщить о подозрении или случае насилия над ребенком. О случае насилия может сообщить и сам ребенок, если насилие совершается по отношению к нему или другим детям. Сообщение может передаваться по телефону, почте или непосредственно оформляться в форме заявления.

Сообщение должно быть принято любым органом или учреждением системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, передано в дальнейшем в ОВД для регистрации.

  1. Помещение ребенка в безопасную обстановку

Отбирание ребенка из семьи (учреждения) осуществляется органами опеки и попечительства.

Если ребенок находится в остром кризисе и нуждается в медицинской помощи, его помещают в медицинский стационар с целью восстановления физического здоровья. Если ребенок физически не пострадал, но нуждается в психолого-педагогической помощи – его помещают в учреждение социальной защиты, в этом случае помощь направляется на восстановление психологического здоровья и социальной реабилитации.

 

  1. Расследование случая
  2. Определение системы мер помощи

В зависимости от типа случая, особенностей пострадавшего ребенка, его семьи и социального окружения, на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разрабатывается индивидуальная комплексная программа.

  1. Оказание помощи

На основании индивидуальной комплексной программы непосредственная помощь ребенку и его семье (медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная) оказывается специалистами субъектов профилактики.

  1. Сопровождение ребенка и его семьи

Семья, в которой зафиксирован факт жестокого обращения с ребенком, ставиться на учет. Надзор семьи со стороны субъектов профилактики продолжается до устранения причин и условий, способствовавших насилию и жестокому обращению с ребенком.

МПС ДВД Костанайской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.