MENUMENU
MENUMENU

Механизмы бродяжничества.

Дромомания (от  греч. мания – страстное  влечение  и  дромос – дорога, путь) – расстройство  психики, различного  происхождения, проявляющееся  побегами  из  дома  и  школы. Развивается  оно  в  сочетании  с  другими  нарушениями  влечений, обычно  это  последствие  ушибов  головы, сотрясений  мозга, воспалительных  заболеваний  головного  мозга, особенно  если  эти  расстройства  возникли  в  подростковом  периоде.

Побеги  за  редким  исключением  бывают  только  у  детей  и  подростков; у  взрослых  дромомания  встречается  как  продолжение  тех  нарушений, которые  начались  в  детском  и  подростковом  возрасте. Практически  все  расстройства, проявляющиеся  в  побегах, к  взрослому  возрасту  проходят, либо  становятся  скрытыми.

Выделяется  несколько  основных  механизмов  бродяжничества  у  детей  и  подростков. Важнейший  из  них – так  называемая  сенсорная  жажда, т.е. потребность  во  множестве  новых  и  ярких  впечатлений.

Подвержены  подобного  рода  бродяжничеству  дети  инфантильные, безудержные  фантазеры, любители  приключений. Они  и  сами  увлекаются  игрой, теряя  чувство  меры  и  реальности, ответственности  перед  ближними, и  способны  увлечь  других, более  слабых  и  внушаемых  детей  (вспомнили  «Приключения  Тома  Соера»?). В  наше  время  такими  детьми  движут  в  основном  романтические  порывы. Начитавшись  приключенческих  книг, переполненные  романтическими  настроениями, они  бегут  из  дома, так  сказать  из  лучших  побуждений. Один  из  них, подговорив  несколько  приятелей, пытался  бежать  на  Таймыр, чтобы  «наконец-то решить, есть  ли  «Земля  Санникова»  или  нет».

 «Идейный»  характер  побегов  инфантильных  детей  и  подростков  встречается  не  так  уж  часто; несравненно  чаще  они  бродяжничают  в  поисках  новых  впечатлений  и  при  нежелании  заниматься  учебой, требующей  от  них  определенной  усидчивости  и  трудолюбия. В  школе  и  дома  скучно, но  определить  свои  интересы  они  не  могут, поэтому  бесцельно  слоняются  по  улицам, разглядывают  витрины  магазинов, рекламные  щиты  и  афиши, ночуют  на  чердаках, в  подвалах, на  стройках, вокзалах  и  т.д. Разумеется, что  некоторые  из  таких  детей  и  подростков  довольно  быстро  оказываются  в  компании  с  пьяницами  и  преступниками  и  сами  начинают  курить  и  употреблять  алкоголь, хулиганить  и  воровать. Рано  ли  поздно, но  большинство  из  них  попадают  в  милицию, их  ставят  на  учет, приводят  домой, заставляют  посещать  школу,  но  далеко  не  всегда  удается  перестроить  психику  подростков, которых  неудержимо  влечет  на  улицу, в  бесконечно  приятную  им  свободную  жизнь, лишенную  всяких  ограничений. Чаще  всего  это  дети  и  подростки  из  неблагополучных  семей. Сбегают  они  из  дома, как  правило, неоднократно.

Эти  типы  бродяжничества, в  отличие  от  истинной  дромомании, скорее  являются  результатом  педагогической  запущенности  и  у  большинства  людей  по  мере  душевного  созревания  и  приобретения  жизненного  опыта, существенно  смягчаются, а  после  18 – 20  лет  уже  редко  дают  о  себе  знать. Однако  важно  вовремя  понять  таких  детей, уделить  им  своё  время, отучать  от  бессмысленной  страсти, увлечь  их  интересным  делом, помочь  найти  подходящее  хобби, а  это  уже  дело  педагогов  и  родителей. Если  же  страсть  к  бродяжничеству – отражение  глубокого  нарушения  влечений  вследствие  органического  заболевания  головного  мозга, шизофрении, эпилепсии, психопатии  и  прочих  психических  расстройств, то  никогда  не  удается  избежать  вмешательства  психиатра  и  специального  лечения.

К  подобным  проявлениям  относится  и  так  называемый  амбулаторный  автоматизм  в  состоянии сумеречного  расстройства  сознания  у  некоторых  больных  шизофренией  и  истерией. Поступки  таких  людей  внешне  не  всегда  бывают  необычными  или  странными, но  сами  больные  не  отдают  себе  отчета  в  своих  действиях  и  по  выходе  из  состояния  помраченного  сознания  ничего  о  них  не  помнят. Во  время  такого  изменения  сознания  больные  могут  сутками, иногда  неделями  бродяжничать, не  понимая, что  с  ними  происходит,    полностью  забывая, что  с  ними  было.

Несравненно  чаще  обнаруживаются  дети, у  которых  ведущим  механизмом  бродяжничества  являются  реакции  протеста  против  несправедливого, по  мнению  подростка, отношения  к  нему  сверстников  и  взрослых. В результате  ребенок  убегает  из  дома  и  из  школы. Такие  протестные  реакции  могут,  закрепившись, часто  повторяться  уже  в  ответ  на  незначительные  замечания, укоры, требования. У  таких  детей  часто  меняется  настроение: они  становятся  хмурыми, недоброжелательными, капризными. У  некоторых  детей  и  подростков  развивается  чрезмерная  подозрительность, обостренное  восприятие  любой  несправедливости, стремление  во  все  видеть  и  фиксировать  плохое  отношение  к  себе. Итак, под  влиянием  длительных  психотравмирующих  ситуаций  и  обостренного  переживания  реальных, а  чаще  мнимых, несправедливостей  у  таких  подростков  постепенно  меняется  характер, деформируется  личность, они  становятся  трудными  в  общении. Если  этим  детям  удается  вовремя  пройти  психотерапевтическое  лечение  (иногда  даже  в  лечебном  учреждении), то  их  состояние  улучшается  и  характер  становится  более  гармоничным.  Не  всегда  таким  детям  удается  помочь: из-за  несвоевременного  лечения, невозможности  ликвидировать  психотравмирующие  условия  в  семье  и  в  школе  и  многих  других  причин. В  таких  случаях   «трудное»  поведение  еще  больше  усиливается, появляется  агрессивность, конфликтность. Побеги  из  дома  перестают  быть  более  или  менее  изолированным  симптомом  и  уходят  на  задний  план, оказываясь,  все  менее  и  менее  психологически  понятными, мотивированными  и  больше  не  увязываются  с  неблагоприятной  ситуацией. Наступает  глобальное  изменение  личности  человека, во  многих  случаях  уже  не  обратимое.

Нередко  дети  и  подростки  не  могут  приспособиться  к  школе  и  семье  из-за  рано  приобретенной  недостаточности  центральной  нервной  системы, вследствие  родовых  травм, врожденных  нарушений  здоровья, наследственных  болезней  и  травм  головы  в  детском  возрасте. Такие  дети  плохо  учатся, имеют  низкую  учебную  мотивацию  и  школьную  дезадаптацию. Они часто  лгут. Родителям  говорят, что  к  ним  плохо  относятся  в  школе: наказывают, бьют, плюют  в  глаза  и  т.п. Учителям  рассказывают  том, что  дома  их  избивают, выгоняют, что  «к  маме  приходят  чужие  дяденьки, а  к  папе – чужие  тетеньки». Помогают  таким  детям  и  подросткам  врачи, но  эта  помощь  будет  тем  более  эффективна, если  «трудных»  подростков  будут  по  направлению  врача  помещать  в  специальные  школы  в  системе  Министерства  просвещения. Но  и  врач  может  быть  не  компетентен: психиатр  дал  заключение, что  «ребенок  здоров  и  может  обучаться  в  обычной  школе»;  невропатолог  сказал, что «мало  ли  что  там  напишут  (о  статье  в  журнале), все  это  еще  плохо  изучено, я  и  сам  люблю  побродить – ребенок  ваш  здоров»; ребенок  родился  с  дефектом  головки, но  врачи  сказали  «что  не  нужно  волноваться, со  временем  все  якобы  пройдет».

Таким  образом, побеги  из  дома  и  школы  требуют  внимательного  к  ним  отношения. Склонность  к  бродяжничеству  имеет, как  уже  было  показано, разное  происхождение, различную  динамику  и  требуют  неодинаковой  помощи. Но  какова  бы  ни  была  причина  этих  нарушений, большая  (быть  может, основная)  роль  в  профилактике  этих  явлений  и  излечений  уже  имеющихся  нарушений  принадлежит  социальному  окружению. Пьянство, употребление  наркотиков  и  безобразное  отношение  родителей  к  своим  детям  приводят  к  тяжким  душевным  отклонениям  у  детей  и  подростков.

Разновидности  бродяжничества  и  их  коррекция.

Механизмы  возникновения  бродяжничества Причины Помощь
1) сенсорная  жажда инфантилизм, педагогическая  запущенность воспитательное  воздействие  педагогов  и  родителей
2) амбулаторный  автоматизм психические  болезни: шизофрения, истерия специальное  лечение
3) реакции  протеста  длительные  психотравмирующие  ситуации  и  обостренное  переживание  несправедливости    психотерапевтическое  лечение
4) недостаточность  центральной  нервной  системы родовые  травмы, врожденные  и  наследственные  болезни  и  травмы  головы  в  детстве лечение  и  обучение  в  специальных  школах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.