«Детская безнадзорность и беспризорность, профилактика правонарушений».
Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.
Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к детям».
Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей.
Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.
В школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Затем создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.
Социальный паспорт школы составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.
С данными семьями проводится индивидуальная профилактическая работа, применяются разнообразные формы и методы:
- Индивидуальные беседы.
- Ежемесячное посещение семьи.
- Привлечение необходимых специалистов: психологов, инспекторов ОДН, медиков (по необходимости).
- Вовлечение семьи в школьные мероприятия.
- Организация каникулярного и летнего отдыха детей.
Но не каждой семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что остается один выход – изъять ребенка из семьи, поместить его в учреждение социальной реабилитации.
В процессе своей деятельности работаю в тесном контакте с различными ведомствами: полицией, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, центрами психолого-педагогической помощи детям. Партнерские отношения со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка.
Добавить комментарий